Последние сообщения с форума

Название темы Автор Статистика Последнее сообщение
Продам

Тема в разделе: БАРАХОЛКА

admin

Просмотров: 2964

Ответов: 5

Автор: Александр Иванович

12-08-2020, 17:51

Куплю

Тема в разделе: БАРАХОЛКА

admin

Просмотров: 3876

Ответов: 3

Автор: Technik

20-07-2020, 21:30

Daewoo Matiz – маленький, да, удаленький.

Тема в разделе: За рулём!

Рустам

Просмотров: 5202

Ответов: 1

Автор: OwL

15-05-2020, 08:56

Про лазерную эпиляцию

Тема в разделе: Здоровье, медицина

Vikusya Aminova

Просмотров: 2202

Ответов: 1

Автор: OwL

15-05-2020, 08:55

Доверяете ли вы врачам?

Тема в разделе: Здоровье, медицина

evgenia

Просмотров: 3737

Ответов: 13

Автор: OwL

15-05-2020, 08:54

Композиция архитектурная

Композиция архитектурная


КОМПОЗИЦИЯ АРХИТЕКТУРНАЯ


1) Творческий процесс, начальный и определяющий этап архитектурного проектирования, когда содержание (единство функциональных, инженерно-технич. и идейно-художественных требований) получает конкретную материальную форму, выраженную графически.

2) Научная дисциплина, излагающая закономерности и раскрывающая специфич. приемы и средства, применяемые в процессе композиции;

3) качественная хар-ка результата проектирования или стр-ва, т. е. законченного проекта, выстроенного здания и т. д.

Т. к. конечным результатом архитектурного творчества является создание адекватной материальной среды для процессов труда, быта или культуры, специфической особенностью К. а. являются поиски це­лостной структуры зданий, сооружений и их комплексов, обеспечение единства требований удобства, гигиены, прочности, экономичности и красоты. Именно поэтому нельзя сводить сущность К. а. лишь к решению чисто художественных задач, как это делалось в большинстве работ буржуазного искусствоведения с конца 19 в., а также в ряде трудов сов. исследователей до 1954. Такое ошибочное понимание К. а. приводило к тому, что эстетич. начало в архитектуре рассматривалось как абсолютно самостоятельное и часто главное, ведущее, т. е. как нечто присоединяемое к материальному существу архитектурного объекта, что получило отражение, в частности, в неправильном термине — «архитектурное оформление».
Первенствующее значение в архитектуре имеет целесообразное решение практических задач, но при этом архитектура выступает и как искусство, обладающее способностью в специфич. художественных обра-зах отражать идейное содержание эпохи. Поэтому решение эстетич. задач неразрывно входит в творческий процесс К. а.

В результате процесса К. а. зданий и сооружений возникает та или иная объемно-пространственная структура архитектурного объекта. Она определяется прежде всего назначением зданий или сооружений, протекающими в них социальными процессами, а также состоянием и развитием строит, техники, при-родно-климатич. средой, господствующими идеями и эстетич. взглядами общества.

Напр., объемно-пространственное построение промышленного здания должно обеспечить размещение оборудования, последовательное перемещение сырья, полуфабрикатов и конечного продукта произ-ва, условия для удобной работы людей и здоровую сан.-гигиенич. среду; объемно-пространственное решение школы-интер­ната должно отвечать комплексу требований школьного процесса (учения, физ. подготовки, отдыха, труда, быта и т. д.).

Одновременно с этим объемно-пространственная структура должна отвечать тех-нико-строит. возможностям данного времени (конструкции, строит, материалы, методы произ-ва строит, работ). Если здание, удовлетворяя функциональному процессу, будет, напр., иметь пролеты, перекрыть к-рые в данное время технически невозможно, его объемно-пространственная структура окажется бессмысленной, нереальной, практически неосуществимой.

Структура архитектурного объекта должна быть наиболее экономичной, т. е. требовать минимально необходимого расхода материалов, труда, времени и средств на единицу полезного объема или площади сооружения. В процессе К. а. архитектор, решая задачи, вытекающие из функциональных, инженерно-технич., экономич. и др. требований, оперирует обобщенными данными др. научных дисциплин (напр., закономерностями архитектурно-строит. типологии, т. е. науки о развитии различных типов зданий, теоретическими положениями планировки населенных мест и др.). Далее, разрабатывая, напр., композицию конкретного типа квартиры в тех или иных условиях стр-ва, архитектор руководствуется параметрами, обоснованными типологической наукой (нормативы пло­щадей жилых и подсобных помещений, высоты этажей, укрупненные модули для назначения размерностей, технико-эконо-мич. характеристики квартиры и т. п.).

Проектируя здание, сооружение или осуществляя планировку населенного места, архитектор использует специфич. закономерности, приемы и средства К. а. для придания произведению архитектуры необходимых эстетич. качеств. При этом идейно-художественные задачи в процессе формирования объемно-пространственной структуры здания решаются одновременно и нераздельно со всеми материальными практическими задачами архитектуры.

Формирование объемно-пространственной структуры по законам К. а. не является простым приспособлением к функции; оно затрагивает и самое существо функции, влияет на нее. Напр., при композиции пром. здания разработка наиболее рацио­нальной объемно-пространственной структуры для того или иного технологич. процесса, с одной стороны, исходит из существа процесса, а с др. — влияет и на самый этот процесс. В процессе К. а. здания, напр., может быть сокращена протяженность коммуникаций, достигнуто более рациональное расположение машин и оборудования, улучшены условия труда при одновременном соблюдении всех требований технологич. процессов.

Всякое здание или сооружение должно быть достаточно прочно и устойчиво. Это важнейшее требование, предъявляемое к каждому объекту стр-ва. Конкретное решение данной задачи обеспечивается ин­женерно-технич. расчетами и разработкой на их основе соответствующих конструкций. Однако принятая в проекте объемно-пространственная структура здания может способствовать решению этой задачи или затруднять его. Напр., структура здания, построенная по принципу расширяющейся книзу пространственной решетки, при всех прочих равных условиях, более устойчива, чем структурная композиция вертикальной башни с постоянным поперечным сечением. С другой стороны, прочность и устойчивость с помощью К. а. получают художественно образное истолкование, становятся эстетич. факторами благодаря тектонической разработке здания. Тектоника — пластическая обработка каждого элемента и всего сооружения в целом, к-рая позволяет выразить существо конструктивной системы, раскрыть ее статический смысл, показать напряженное состояние конструкций, преодолевающих воздействие нагрузок, и в образной форме, реалистически слитой с существом конструктивной системы, вызвать у человека ощущение уверенности в устойчивости и прочности здания. Тектонические принципы, являющиеся важным разделом теории К. а.,— не просто натуралистич. обнажение конструктивной основы в ее естественном состоянии, а такая пластическая обработка строит, конструкции, при к-рой она, выполняя свою основную роль, приобретает одновременно и художественные качества.

Разработка тектоники, отражающей подлинную сущность и взаимодействие конструктивных несущих и несомых элементов, является важным средством в созда­нии реалистич. художеств, образа здания. Тектоника тесно связана с типами конструктивных исторически изменяющихся систем. Можно говорить о тектонике го­ризонтально сложенной тяжелой стены (кирпичная, каменная, из мелких или крупных блоков, напр. стена палаццо Питти во Флоренции), о тектонике стоечно-балочной системы (великолепным выражением к-рой является дорический ордер Парфенона), о тектонике каркасной системы (напр., английский фахверковый дом 16 в., Дворец съездов в Кремле), о тектонике крупнопанельных конструкций с поперечными несущими стенами (напр., гостиница «Юность» в Москве) и т. д. Поскольку инженерные конструкции совершенствуются и развиваются,— меняются и пластич. формы их выражения.

Функциональные, инженерно-технич. и экономич. требования в архитектуре, в конечном счете, выражаются в структурных формах зданий и в конкретных количественных величинах (размеры компоновочных шагов пролетов, количество мини­мально необходимой площади на одного человека, на единицу продукции и т. д.), В процессе К. а. эти формы и величины получают взаимную соразмерность, приоб­ретают меру как определенное качество. К. а., т. о., обеспечивает единство качественной и количественной сторон тех параметров, к-рые выражают функцио­нальные, инженерно-технич. и экономич. требования, и эти единство, соразмерность, гармония вносят в объемно-пространственную структуру архитектурного произведения элементы эстетич. порядка, красоты и художественной выразительности.

Чисто количественные величины К. а. преобразует в качественные за счет применения различных пропорциональных отношений отдельных элементов архитектурного произведения между собой и объекта в целом. Эти правильно найденные пропорциональные отношения объективно содержат в себе эстетич. качества, к-рые развились и развиваются в процессе трудовой и общественной деятельности человека. Учение о пропорциях применительно к различным задачам архитектуры — существенная часть теории К. а.

Чрезвычайно важными средствами К. а. являются метр и р и т м, т. е. художественное выявление тех простых (метрических) или усложненных (ритмических) повторений, к-рые вытекают из функциональной и конструктивной структуры здания. Эти средства приобретают исключительно большое значение в совр. архитектуре в связи со стандартизацией и унификацией размеров и параметров элементов зданий и сооружений. Примером применения простого метрич. ряда в композиции здания может служить Дворец съездов в Кремле. Пример более сложных ритмич. построений — композиция крупнопанельных жилых зданий в Гавре (Франция).

Важнейшей закономерностью К. а. является также архитектурный масштаб. Если масштаб вообще есть отношение размера линии (площади) на чертеже к ее действительному размеру в натуре, то понятие масштаба (масштабности) в К. а. имеет переносный смысл и относится к качественной ха­рактеристике художественного образа здания, сооружения, ансамбля. Масштаб (масштабность) в К. а. с помощью различных приемов выражает качественное соотношение между человеком и архитектурным произведением в натуре. Именно посредством масштаба раскрывается типологическая и социально-идеологич. характеристика здания. Архитектурный масштаб решается путем сознательного применения различных соотношений отдельных элементов здания между собой, по отношению к целому, к окружающей природе и, наконец, к человеку. Понятие архитектурного масштаба нельзя отождествлять с понятием простой физической величины. Крупный масштаб здания вовсе не означает, что само сооружение большое. Понятие крупный или мелкий масштаб является качественной категорией. Напр., впечатление величия и монументальности мавзолея В. И. Ленина достигнуто не за счет величины самого сооружения (оно относительно мало по сравнению со Спасской башней, храмом Василия Блаженного или ГУМом), а за счет применения пропорциональных соотношений, контрастных к соотношениям Спасской башни и храма Василия Блаженного.

В качестве дополнительных средств в К. а. применяются также цвет, декоративная и монументальная живопись и скульптура. Монументально-декоративное искусство в синтезе с архитектурой служит целям конкретного раскрытия идейно-художественного содержания здания.

Добавить комментарий

    • Смайлы и люди
      Животные и природа
      Еда и напитки
      Активность
      Путешествия и места
      Предметы
      Символы
      Флаги